Пресс-центр

Публикации о проституции в советской периодике

проституткиВ СССР такое явление как проституция официозом не признавалось вплоть до 1986 года. А известная статья Клары Цеткин «Против милиции нравов» в «Известиях ВЦИК» «нe позволила создать соответствующую службу по борьбе с проституцией».

Публикации в западных СМИ

В работах криминологов отмечается:

В учебниках по советской криминологии утверждалось, что проституция, наркомания и т. п. социальные болячки — это явления, свойственные обществу, где царит «загнивающий капитализм». В Советском энциклопедическом словаре, изданном в 1980 году, можно было прочесть, что проституция возникла в классовом антисоциалистическом обществе и широко распространена при капитализме. Тема проституции на газетных полосах, в журнальных повествованиях и в современной прозе была исключительно запретной. Создавалось впечатление, что обнародование наличия у нас этого явления может подорвать не только наши морально-нравственные устои, но и существенно пошатнуть политический авторитет или оборонную мощь страны.

После 1927 года в прессе об отечественной проституции ничего не упоминалось. Даже у социологов тема была табуирована:

Поскольку проституция как социальное явление в стране победившего социализма была «ликвидирована», исследовались — разумеется, для «служебного пользования» — некое «поведение женщин, ведущих аморальный образ жизни», либо же чисто юридические проблемы сохранившихся в уголовном кодексе республики составов преступлений: «содержание притонов разврата», «сводничество», «вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией» (Ю. В. Александров, А. Н. Игнатов и др.). Ещё раз подчеркнём: это не вина, а беда отечественной науки и её представителей. Социологические исследования проституции (под её различными псевдонимами) в 70-е гг. проводились под руководством М. И. Арсеньевой, а также группой сотрудников ВНИИ МВД СССР — К. К. Горяиновым, А. А. Коровиным, Э. Ф. Побегайло.

проституцияПри этом в западных СМИ материалы о советских проститутках публиковали регулярно. В 1959 году, после публикации в британской News of the World очерка о гостиничной проституции, МГК КПСС принял постановление о дополнительных мерах борьбы с проституцией (в частности в гостиницах запретили пребывание «посторонних лиц» после 23:00), но для советских журналистов тема оставалась запретной. Таблоид описал валютных проституток той поры:

На них итальянского типа костюм: короткий пиджак, узкие брюки, ботинки с острыми носами и плетёные из ниток и мишуры галстуки. Обычно двое-трое стиляг сопровождают четырёх-пятерых девушек.

По следам выступления английских журналистов Президиум Верховного совета РСФСР вскоре принял указ о т. н. тунеядстве. Под определение «лиц, ведущих антиобщественный и паразитический образ жизни» попадали в том числе и проститутки. Согласно данному нормативу к 1962 году советские правоохранительные органы выявили в стране 5119 проституток: «1502 из них, как особо злостные, были отправлены на поселения в отдалённые места».

Публикации в «Московском комсомольце»

До середины 80-х тема не исследовалась даже экспертами правоохранительных органов:

Подобно сексуальному насилию, до середины 1980-х гг. существование в СССР проституции официально отрицалось. Конечно, были отдельные «распущенные женщины» с повышенными сексуальными потребностями, но, с официальной точки зрения, такое поведение не было и не могло стать профессиональной деятельностью, так как в стране официально не было бедных. Юристы и социологи, особенно грузинские (Анзор Габиани), проводили на эту тему исследования, но все они были закрытыми и печатались под грифом «Для служебного пользования».

Но в 1989 году в бывшем рижском филиале минской высшей школы МВД СССР Ю. Лазарев, В. Дюков, и В. Шляхтин написали исследование «Проституция: исторические, криминологические, административно-правовые аспекты», к чему их побудили первые публикации о проституции в советской периодике — «Ночные охотницы» (24 октября 1986), «Белый танец» (19 ноября и продолжение 21 ноября 1986). Эти статьи были опубликованы в «Московском комсомольце».

Первая публикация («Ночные охотницы»)

Основная статья: Ночные охотницы

Публикация имела широкий резонанс и главный редактор Павел Гусев принял решение о форсаже тематики и ряде кардинальных изменений в редакционной политике: была придумана рубрика «Срочно в номер!» и в газете на регулярной основе стала публиковаться криминальная хроника.

Название статьи и само стало идиомой, его использовали и в журнальных заголовках, и в литературе.

Сергей Осипов издал одноимённую книгу ISBN 978-5-699-21994-0.

Вторая публикация («Белый танец»)

Основная статья: Белый танец (статья)

В публикациях, посвящённых этой статье, отмечалось:

Тогдашняя советская пресса, делавшая первые шаги на ниве гласности, зарабатывала себе авторитет на разоблачении «ночных бабочек-путан», наркоманов и «люберов». Одной из самых громких стала статья в «Московском комсомольце» Евгения Додолева под названием «Белый танец» — о валютных проститутках, промышлявших на «уголке» (угол гостиницы «Националь») и в «Контике» (гостиница «Международная» при ЦМТ). После этой статьи страна впервые узнала о новых своих «героях» и с удивлением прочитала об их баснословных заработках… Пройдёт совсем немного времени, и огромная армия молодых и здоровых девчат вольётся в ряды проституток, чтобы ударным трудом достичь «высот»… И это несмотря на то, что публикации содержали не призыв идти в проститутки, а, напротив, предупреждение: «Берегите, девушки, честь смолоду!»

В западных СМИ о публикации писали с переводом в скобках — Belii tanets (Danza blanca).

Реакция на публикации

Публикации (в «Московском комсомольце» о валютных проститутках) вывели издание на общесоюзный уровень цитирования, подняли тираж на рекордную высоту. При анонимном анкетировании старших школьников в Риге и Ленинграде в 1989 году валютная проституция оказалась в десятке наиболее престижных профессий. По этим материалам принимал решение ЦК КПСС (1986) и вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Журналиста, который стал первооткрывателем целого ряда тем, ранее табуированных в отечественной прессе, таких как партийная коррупция, криминальный кинднеппинг, семейный инцест, валютная проституция и пр., пригласили на соведение в легендарную программу «Взгляд».

Эти газетные выступления названы «первым бликом зари гласности». Из «Онтологии победы» Леонида Афонского:

В конце 1986 года, когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич, наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру — аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек — Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности — в отличие от гласности Александра II — стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних — к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы — проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днем и ночью.

Истории, описанные в очерке, легли в основу книг и фильмов. Названия статей вдохновляли поэтов и становились заголовками журналистских работ, превратившись в публицистический штамп. Словосочетание «ночные охотницы» употребляется как синоним других жаргонных обозначений ремесла проститутки:

Молодые женщины, «путаны», «ночные бабочки», как поэтично называют их обыватели, представительницы древнейшей, столь презираемой добропорядочными матерями семейств, профессии. И, тем не менее, ночные охотницы за «лёгкими деньгами» мечтают почему-то не о миллионах и принцах на роскошных лимузинах…

Идиома «ночные бабочки»

Ночны́е ба́бочки — идиома, придуманная и популяризированная журналистом при работе над статьями о проституции.

Значение данного фразеологического сращения явным образом не выводимо из обоих составляющих, хотя к ночной жизни косвенное отношение имеет. Генезис данной идиомы тривиален: автор очевидным образом ассоциировал т. н. жриц любви с легкомысленными мотыльками, привлечёнными «огнями большого города» и рискующими сгореть в пламени порока.

Это было время репортёрских сенсаций. Параллельно формировался и новый стиль изложения газетной фактуры, оказывавший влияние на носителя языка. И придуманное Евгением Додолевым словосочетание стало расхожим сразу после публикации. Кроме того, использованный им в публикациях того периода жаргон («бабло», «наезд», «путаны», «ставить на лыжи» и пр.) пополнил лексикон 80-х и отчасти сформировал постперестроечный журналистский новояз. Владимир Шахиджанян в «Дневнике предпринимателя» (9 ноября 2006 года) пишет :

« Проститутки (их принято называть, с лёгкой руки Евгения Додолева, ночными бабочками) ни в чём не виноваты »

Эдуард Лимонов в своей «Лимонке в мирную жизнь» так объяснял согражданам причину их бед:

« Потому что вы не участвуете, не хотите стать взрослыми и взять на себя ответственность за страну, похабные толстозадые мужики в Кремле и Белом доме сели на эту страну и гонят её к гибели, превратив баб в “ночных охотниц” да “бабочек”. »

Словосочетание употребляется как синоним других жаргонных обозначений ремесла проститутки:

Молодые женщины, «путаны», «ночные бабочки», как поэтично называют их обыватели, представительницы древнейшей, столь презираемой добропорядочными матерями семейств, профессии. И, тем не менее, ночные охотницы за «лёгкими деньгами» мечтают почему-то не о миллионах и принцах на роскошных лимузинах…

Публикации в других газетах

На сенсационной волне, которую генерировали статьи в «Московском комсомольце», Лариса Кислинская развила тему проституции в газете «Социалистическая Россия» в декабре 1986 года.

Журнальные публикации и сценарии

Эксперты отмечали:

Первые открытые публикации о проституции в нашей стране, появившиеся в средствах массовой информации, при всей их сенсационности, не сумели раскрыть всю сложность связанной с этим явлением критической ситуации в динамике её развития.

Сформировался социальный заказ на более серьёзные журналистские расследования.

Первая публикация в советском журнале — «Опрокинутый мир» в органе ЦК ВЛКСМ «Смена» (1987).

В том же году во всех союзных республиках СССР введена административная ответственность за занятие проституцией.

И «регулярно эта тема обсуждалась на радио и телевидении».

Тогда же опубликованы повести и рассказы, посвященные этой теме («Интердевочка» Владимира Кунина, «Женщины с биноклями»), сняты фильмы (та же «Интердевочка», «Группа риска», «Хау ду ю ду», «Адам, Ева и загранпрописка»), поставлена пьеса Михаила Волохова «Сорок восьмой градус солнечной широты».

Международный день защиты секс-работниц от насилия и жестокости

ПроституткиМеждунаро́дный день защи́ты секс-рабо́тниц от наси́лия и жесто́кости (англ. International Day to End Violence Against Sex Workers) — международный день, призванный обратить внимание общества на проблемы, связанные с жестокостью и насилием, которым нередко подвергаются работницы сферы сексуальных услуг (проститутки и не только). Эта дата отмечается по всему миру ежегодно 17 декабря.

История и празднование

«День защиты секс-работниц от насилия и жестокости» был предложен в пост-советском регионе международной организацией, именующей себя «Сетью организаций, выступающих в защиту прав секс-работников» /Sex Workers' Rights Advocacy Network — SWAN /. Изначально эта дата была предложена Анни Спринкл (проституткой, порно-звездой, ставшей сексологом) и американским аутрич-проектом секс работников как день бдения и поминовения жертв Убийцы с Грин Ривер (Green River Killer) в Сиэтле, штат Вашингтон. Данный Международный День по Борьбе с Насилием над Секс Работниками дал секс работникам стимул во всем мире собраться вместе и организоваться против дискриминации и помянуть жертв насилия.

В 2001 году в итальянском городе Венеция состоялся Первый всемирный конгресс работников, занятых в сфере сексуальных услуг. На этот конгресс прибыли представители США, Италии, Германии, Вьетнама, Таиланда, Камбоджи и некоторых других стран. Делегаты, собравшиеся на этом конгрессе, рассказывали о проблемах, с которыми сталкиваются работники этой сферы, и пытались найти пути их решения.

Тогда же представительницы древнейшей профессии прошлись по улицам города с красными зонтами, привлекая внимание венецианцев и всей мировой общественности к проблемам нарушения прав человека. Работники этой сферы слишком часто становятся жертвами преступлений со стороны сутенёров и клиентов, зачастую при полном попустительстве властей, а в отдельных случаях и под «крышей» правоохранительных органов.

Общество также равнодушно взирает на насилие, совершаемое в отношении секс-работников. Бесчеловечный подход к проблемам работников этой сферы вызван философией «они сами выбрали свою судьбу и получили по заслугам». Примером подобного мировоззрения можно привести некоторые высказывания на интернет-порталах после трагедии в Перми, суть которых сводилась к тому, что «нормальные люди по ночным клубам не ходят».

В Европейском союзе Международный комитет по правам секс-работников, начиная с 2005 года, стал использовать красный зонтик как символ сопротивления дискриминации секс-работников. Шествия сродни венецианскому стали традиционными и получили название «Марш красных зонтов».

С недавнего времени эту дату отмечают и на постсоветском пространстве.

<<  1 2 3 [4